Практический эффект BPM-системы

  Т. Ермолова 11 апр 2012

Не секрет, что успешность предприятия в наше время в значительной мере определяется развитием его ИТ-системы. Но как это сделать?
Статья о практическом эффекте BPM-системы в журнале Деловой квадрат

Можно нанять достаточное количество квалифицированных программистов, которые сделают все то, что надо бизнес-пользователям. Но каждый из них будет писать по-своему, в результате отдельные подсистемы будут плохо друг друга понимать и разобраться в разработках будет очень непросто. Кроме того, опытным внедренцам хорошо известно, как часто и радикально меняются требования бизнес-пользователей.

Можно пригласить классных процессных аналитиков, которые адекватно переработают требования бизнес-пользователей и составят грамотное техническое задание для программистов. Этот подход эффективнее первого, но также содержит существенные недостатки. Так, неизбежно возникнет временной разрыв между появлением бизнес-потребности и ее программным решением в системе. Более того, нет гарантии, что разработанные в итоге подсистемы будут говорить на одном языке.

Наконец, можно купить менее распространенную дорогую зарубежную систему, которая "умеет все". Однако и здесь не без недостатков. Во-первых, это еще дороже. Во-вторых, по такой системе будет гораздо труднее найти готовых специалистов в своём регионе. В-третьих, об эффективности таких систем применительно к нашим условиям будет сложно судить просто потому, что в своем регионе будет мало примеров ее использования или не будет вовсе.

Но есть вариант, лишенный основных недостатков трех перечисленных выше. Это BPM-система (англ. Business Process Management) с ее основными отличиями.

Первое. Развитие функционала происходит в основном без программирования – бизнес-аналитик совместно с бизнес-пользователем с помощью интерактивных настроек моделируют процесс, указывают условия перехода между задачами, настраивают адресацию задач, прописывают (опять же без программирования), какие документы и справочники как должны заполняться и т.д. Другими словами, цепь исполнителей сократилась на одно звено.

Второе. Не нужно отдельно прорисовывать схему бизнес-процесса в специализированном редакторе (ARIS, Visio, PowerPoint) и отдельно программировать её в системе – нарисованный бизнес-процесс можно тут же запустить на исполнение.

Третье. Не нужно переходить на другую систему – в вашу существующую систему просто добавляется новая подсистема, которая позволяет на порядок повысить ее функциональность, не переучивая при этом пользователей, без неизбежных для внедрения новых систем потрясений.

Рассмотрим, как это работает, на примере BPM-системы "ПитерСофт: Управление процессами", которая была встроена в конфигурацию 1С8. Возьмем самый простой пример – планирование оплат по условиям договора с покупателем.

Бизнес-пользователю необходимо, чтобы при проведении заказа покупателя, отгрузки или счета на оплату ответственному менеджеру ставилась задача проконтролировать поступление прописанного в договоре процента от суммы заказа в требуемый срок. На первом этапе создается (интерактивно) схема бизнес процесса:

Планирование поступлений

В схеме прописываются варианты протекания процесса в зависимости от типа произошедшего события – был ли проведен заказ покупателя, выпуск (поступление от субподрядчика), отгрузка. Затем система автоматически определяет получателя задачи с помощью выражения: [Шапка.Заказ Покупателя.Ответственный], указывает сроки исполнения задачи выражением [Шапка.Условия оплаты.Срок1], и сумму планируемого поступления: [Шапка.Процент] * [Шапка.Сумма Заказа]. Далее так же, с помощью интерактивно настраиваемых выражений, указываются условия переходов в точке выбора, перечисляются дополнительные реквизиты процесса. Процесс можно запускать, в результате пользователь получает задачу вида:

Карточка задачи

В поле Платежное поручение входящее пользователь должен указать соответствующий документ для подтверждения платежа, остальные поля ему доступны только для просмотра.

Подсистема отчетности позволяет бизнес-пользователям самостоятельно, без программирования, конструировать по выполненным процессам отчеты произвольного вида – списки, кросс-таблицы, диaграммы:

Отчет по показателям

Панель руководителя

Таким образом, BPM-система позволяет решить целый ряд задач – от технологичного развития учетной системы до реализации выбранной управленческой модели, что подтверждается успешным опытом внедрения системы.

BPM-система – это эффективность, прозрачность и оперативность с одной стороны, и минимум затрат и организационных потрясений с другой.

Лашкарёв Алексей Николаевич,
ИТ-эксперт, к.э.н.
e-mail: allash05@list.ru


Тест-драйв