Закупки невозможны без затрат, не правда ли? И задача любой организации минимизировать расходы на приобретение всех материалов, комплектующих, товаров, необходимых организации. Желательно при этом, чтобы не только финансовые, но и нематериальные затраты снизились.
Генеральный директор "ПитерСофт" – гость журнала "Chiеf Time"
Юрий Романов
Основатель, владелец и генеральный директор компании "ПитерСофт" рассказал Chief Time о том, как правильная книга может привести к своему пути, почему бизнес решает одни и те же проблемы и что такое суперсапоги для сапожника.
Не обязательно тратить миллионы долларов, чтобы справиться с хаосом процессов в компании, – решил наш герой и предложил рынку авторский программный продукт и собственный взгляд на управление.
Личное отношение
Как вы пришли в бизнес?
Я не являюсь этаким типичным бизнесменом. Бизнес для меня – это в первую очередь интересное дело, и только во вторую – способ зарабатывания денег. Для типичного бизнесмена все скорее наоборот. У меня был давний интерес к программированию. Потом университет. Потом IT-компания. А потом понял: то, что я умею, я могу делать лучше, если буду возглавлять собственное дело. Так в 2005 году появилась компания "ПитерСофт". И теперь здесь команда единомышленников.
А что значит давний интерес?
Я с детства мечтал стать программистом. Уже лет с 12.
То есть, когда все гоняли мяч во дворе, Юрий Романов говорил: "Хочу быть программистом"?
Да… Мне казалось, что это круто. Кроме того, в 12 лет я прочитал книгу Стругацких "Понедельник начинается в субботу". А там главный герой Александр Привалов – программист. Мне захотелось быть таким, как он.
Что же в нем было такого?
Добрый, может быть, чуть наивный, широкой души. Исключительно приятный человек. Как я сейчас понимаю, он тоже был нетипичным программистом.
Итак, в 12 лет вы решили стать программистом…
И в 20 лет я им стал. Еще студентом Политехнического университета подрабатывал в компании, которая писала информационную систему для "Сбербанка". Через неделю после окончания университета, а это был 2000 год, устроился стажером-программистом в компанию, которая занималась примерно тем же, чем я занимаюсь сейчас. В том числе созданием информационных систем для заводов и торговых компаний. Три года проработал в этом месте. Затем еще в двух фирмах. И решил, что то, что хочется делать мне, я смогу делать только самостоятельно.
Почему? Чего недоставало в тех компаниях?
Там была своя стратегия развития, а мне виделась другая. У меня была должность руководителя проектов. В подчинении было несколько проектных команд. Но кроме выполнения проектов под заказчика, мне хотелось создавать свой собственный софт, способный помочь сразу многим компаниям. Что я и сделал в ПитерСофте.
Мы с основания ПитерСофта были ориентированы именно на производственные компании. Занимались созданием учетных информационных систем для заводов под заказ, используя продукты 1С, в частности, широко известный УПП. А в 2007 году выпустили первую версию продукта "ПитерСофт: Управление процессами" и стали применять новую управленческую технологию – процессное управление. Добавляя ее к «традиционной» учетной автоматизации, мы добились для наших клиентов двойного эффекта: они не только представляют, сколько чего находится на складах, в офисах, в дороге и на расчетных счетах, но досконально знают, какие работы, т.е. рабочие процессы, проводятся в данный момент, и как ими можно управлять.
Сейчас программирование остается вашим хобби?
Программированием я перестал заниматься уже в 2001 году, когда моя карьера сместилась в управленческое русло. А хобби у меня – это практическая стрельба из огнестрельного оружия (пистолет и ружье). Стрельба – это отличный вид спорта: точность, мощность, скорость, реакция. Я думаю, что стрельба учит меня концентрации, дисциплинирует, поддерживает форму и уровень целеустремленности, нацеленности в прямом и в переносном смысле. Но я не бегаю по лесам, все происходит в тире.
Автоматизация процессов
Чтобы создать коробочное решение, нужно быть уверенным в спросе на него.
Так и есть. Понимание, что именно нужно нашей аудитории, основывалось на собственном опыте в автоматизации. Я руководил несколькими проектами, где примерно повторялась общая задача – наладить взаимодействие между подразделениями. Текущие решения на платформе 1С эту задачу выполняли только в части учета, но не в части организации взаимодействия. А допустим, чтобы выполнить операцию отгрузки продукции, необходимо организовать работу сразу нескольких подразделений: бухгалтерия выписывает документы и проверяет платежи; менеджер по сбыту ведет работу с клиентом; склад подбирает и отпускает товар; логистический отдел доставляет груз. Все исполнители завязаны на работе друг друга. В учетных системах, как правило, есть только один документ по реализации товара с двумя итоговыми состояниями: проведен, не проведен. Но на деле там – большая система статусов и действий, которые должны четко, последовательно и в наше время очень быстро выполняться.
И эта проблема была распространенной?
У разных компаний были сходные задачи, со сходными "симптомами". Они решались с помощью процессного управления и дорогих программных продуктов, в основном западных. Затем появился наш продукт "ПитерСофт: Управление процессами" – в чем-то аналог западных систем, когда бизнес-процессы рисуются в виде схемы. Кто, в какой срок, как и за кем выполняет задачу. Один раз нарисовал – и дальше процессы выполняются автоматически по четко выработанному правилу. Как в том же "Понедельнике" Стругацких: масса непонятных событий вполне могут оказаться элементами одной системы, главное – найти отправную точку и обнаружить последовательность.
Какие самые распространенные проблемы озвучивают вам клиенты?
Мне больше нравится слово "задачи". Задач в области коммуникаций много. Чаще всего наших клиентов волнует хаос внутри компании. Когда сотрудники плохо понимают, кто, что, с кем и в какой последовательности должен делать. Вторая задача: компания уже перешла на процессное управление, и ей нужен инструмент. Третья – внедрение контроля и прозрачности. Особенно она остра в тех случаях, когда в процессе задействовано несколько подразделений. Мы выясняем болевые точки и предлагаем варианты. Порой получаются весьма выдающиеся результаты.
Пример из практики крупной торговой компании. Ее клиенты жаловались, что процесс отгрузки товара занимает до 2 суток. Когда ввели простейшую систему автоматизации, которая контролировала и публиковала время, за которое данное подразделение выполнило свою работу, время отгрузки готовой продукции клиенту сократилось с 2 суток до 4 часов. Вдумайтесь, с 2 суток до 4 часов! Не понадобилось ни реструктуризации, ни увольнений, ни приказов, ни новых регламентов. Всего лишь стали пользоваться системой. А она была прототипом, простейшей версией того, что мы выпускаем сегодня.
А есть пример не из производственной компании?
Есть, конечно. Один клиент начал внедрение нашего решения с процесса согласования договоров. До этого была проблема: юридическая проверка договоров длилась очень долго ввиду удаленности юристов и их невовлеченности в процесс, что тормозило работу и приводило к уходу клиентов. После того как ввели диспетчеризацию договоров, построили четкую последовательность, ввели систему мгновенного извещения и бонусов для юристов, они стали практически выхватывать договора из единой базы себе в работу. Сроки сократились с 2 недель до 2 суток. Руководство экспериментировало: запускали задачи в систему и выясняли, сколько времени требуется на их прием. В итоге оказалось, что ни одна задача дольше 20 минут в системе не висела. Сотрудникам было выгодно разбирать задачи, так как потом они получали бонусы за их проверку.
Когда появилось коробочное решение "ПитерСофт: Управление процессами"?
В 2007 году. И до сих пор мы его развиваем. С помощью решения удается оптимизировать многие задачи. К примеру, компании часто жалуются, что сотрудники стоят в очередях в кабинеты друг к другу. Столы завалены бумажками, много времени тратится на ненужные звонки, время принятия решения сильно затягивается. Или, скажем, контроль выполнения заказа менеджером. Чем дольше выполняется заказ, тем больше своих ресурсов тратит менеджер, выясняя степень его готовности на производстве. В системе, где процесс информирования налажен, менеджеру не придется делать лишнего звонка. Более того, система сама его предупредит, что пора связываться с клиентом, когда заказ выполнен.
В своей компании вы пользуетесь своими продуктами?
Обязательно! В сентябре планируем повторно проходить подтверждение сертификации по ISO. Будем в очередной раз поражать нашего аудитора по системе менеджмента качества. Поражать – потому что в нашей системе идеальный порядок.
То есть вы сапожник в сапогах?
В суперсапогах. Мы используем наш программный продукт и получаем от этого дополнительные качества. Например, в 2009 году при первой сертификации смогли упростить подготовку и прохождение сертификации по ISO. Кстати, эту идею нам подсказал клиент, который сам сертифицировался с помощью нашего продукта.
Планирование и управление
Почему ваши основные заказчики – это производственные компании?
Производство – сложная сфера управления. Торговля и услуги немного проще. Любой бухгалтер подтвердит это. Автоматизация производственного предприятия предполагает многоходовое управление и планирование. Здесь нам интереснее. А если говорить казенным языком, мы решаем эту задачу на базе 1С:ERP 2.0 (англ. Enterprise Resource Planning – планирование ресурсов предприятия). Эта аббревиатура обозначает класс программных продуктов, предназначенных для управления ресурсами предприятия.
Значит, собственный продукт вы используете для автоматизации процессов взаимодействия, а 1С – для планирования и управления производством?
Верно, но это не два разных решения. Для пользователей все находится в одном окне. И учет, и планирование, и контроль процессов. Что переплетено и тесно связано на предприятии, то и в системе разделять неправильно. Наш клиент, покупая "ПитерСофт: Управление процессами" вместе с системой 1С:ERP, получает комплексное средство. Решение тысячи проблем в одной коробке. Так будет написано на нашем новом продуктовом сайте, который мы планируем запустить осенью этого года.
Насколько ваши решения доступны для российских компаний?
Сейчас мы можем обеспечить потребность производственных компаний в управлении и планировании за относительно небольшие деньги. Раньше были доступны только дорогие западные программы за миллионы долларов. Наше решение «под ключ» для предприятия в 200 человек на сегодня будет стоить около трех миллионов рублей. А в результате его внедрения скорость производства может вырасти в разы. Такое бывало. Один из клиентов говорил, что до внедрения системы, его компания могла выполнять 2 заказа в неделю, сейчас делает 7 таких заказов. Причем теми же силами тех же сотрудников. Ну, и конечно, вырастет уровень сервиса. А это одно из ключевых конкурентных преимуществ на насыщенном рынке. Знаете, у Стругацких одна из моих любимых цитат: "Они были магами потому, что очень много знали, так много, что количество перешло у них, наконец, в качество, и они стали с миром в другие отношения, нежели обычные люди".
Материал опубликован в журнале Chief Time #38 за август 2014 года.