Эволюция корпоративных систем управления - время узких решений уходит

  Т. Ермолова 13 апр 2011

Эволюция программных решений для управления предприятием входит в новую стадию. Несколько лет назад наблюдался "зоопарк платформ", когда для решения различных задач одно предприятие могло иметь совершенно разноплатформенные решения – от 1С до зарубежных и собственных разработок. В наше время "зоопарк" платформ уступает место "зоопарку одноплатформенных продуктов" - нельзя не заметить широкого разнообразия специализированных конфигураций, например, на платформе 1С. Среди такого множества решений трудно ориентироваться даже профессионалу. Выпускаются специализированные решения для различных отраслей – от производства молочных продуктов до управления ЖКХ, от составления учебных планов ВУЗа до организации грузоперевозок. При этом решение часто представляет собой доработку типового продукта, полученного в ходе выполнения конкретного проекта. В рамках такой логики, предприятие покупает набор программных продуктов, которые трудно объединить в один, и возникает неизбежное дублирование ввода информации, появляются неизбежные при этом несовпадения, выполняется двойная-тройная работа. Очевидно, такой путь развития не может привести к появлению качественно новых решений и, следовательно, не имеет серьёзной перспективы.

С другой стороны, набирает популярность другой подход, более технологичный для внедренцев, более удобный для заказчиков, более интересный для развития управленческих ИТ- технологий в целом. Подход состоит в предоставлении заказчику не только "рыбы" в виде самодостаточного программного решения, но и "удочки" в виде инструментария для интерактивной доработки и разработки собственного функционала без необходимости программировать. Другими словами, подход устраняет барьер между интересами бизнес-пользователя и программной реализацией. При данном подходе, процессному бизнес-аналитику не требуется разъяснять программисту, что именно надо сделать, убеждать его в важности доработок, ожидать своей очереди в большой очереди прочих доработок.

Такой подход уместно назвать процессной платформой. Примером такой платформы в сфере процессного управления является "ПитерСофт: Управление процессами". При этом подходе пользователь не подбирает отдельное программное решение, которое ориентировано на его правила обработки информации, а сам прописывает эти правила, либо приобретает сторонние разработки в виде библиотеки бизнес-процессов, загружая их в свою корпоративную систему. При этом все бизнес-процессы описаны по правилам процессной платформы, вне зависимости от разработчика и направленности процесса. Разумеется, процессная платформа становится еще более эффективной, если в процессы встраиваются базовые учетные документы – приобретение, реализация, платежи и т.п. То есть бизнес-аналитик интерактивно, с помощью мыши, рисует правила, каким образом в процессе должен изменяться (создаваться, проводиться) документ, кто и в какие сроки должен выполнять ввод соответствующей информации, какая информация будет наследоваться из предыдущих шагов процесса, как должен протекать процесс в зависимости от введенной информации. Пользователь при этом избавляется от необходимости работать с разнородными документами, переключаться в разные разделы меню, все задания он получает в типовой форме в одном окне задачи.

Лашкарёв Алексей Николаевич,
ИТ-эксперт, к.э.н.
e-mail: allash05@list.ru

Тест-драйв